«специалист по обучению» vs «бизнес -тренер». Из черновиков.

Небольшой комментарий, если позволите :)

Уже после того, как я закончил эту статью-заметку мне в голову пришла невеселая мысль – опять получилось поучительно, тезисно, наставительно…

Так бывает, что хочешь написать одно, а дописав крайнюю строку, понимаешь, что в статью закралась (и разрослась в ней!) совершенно иная мысль. Мне не хотелось писать про требования и обязанности – я хочу сказать про возможности. Работа в области обучения – это серьезная, интересная и непростая деятельность. К сожалению, как и в любой другой области, в нее влезают шарлатаны, пытаясь заработать на стремлении человека к знаниям и, тем самым, обесценивая и упрощая ее. Но нет… я про другое!

Меня очень вдохновляет мысль, что обучение – это не только “говорение” и “соблюдение регламента групповой работы” – это наука со своими экспериментами, открытиями и занимательными наблюдениями. Обучение — вокруг нас! Оно сопровождает человека на протяжении всей жизни, придавая особый вкус нахождению на земле :)

Я хочу, чтобы человек, профессионально занимающийся вопросами образования, гордился тем, что он делает, радовался тому, что у него такая возможность есть и стремился погружаться в тему глубже – с интересом и вызовом :)

Что умеет специалист по обучению? Заметка.

Словосочетание “специалист по обучению” мне нравится гораздо больше, нежели “бизнес-тренер”. Знаете почему? В определении “специалист” заложено гораздо больше требований к человеку, занимающему эту должность. Ведь обучение — это не про бла-бла. Нет, конечно, и про бла-бла тоже, но это не главное.

Помимо обучения и тренировки, в задачи специалиста по обучению обычно входят такие полезные штуки:

  • исследовательская деятельность;
  • аналитическая работа;
  • разработка материалов;
  • побочные задачи.

Ниже кратко приведу примеры вопросов (в рамках указанных тем) и применяемые в решении инструменты.

Исследовательская деятельность

 

 

 

 

Примеры вопросов, которые нужно решить:

  • почему люди в организации поступают сейчас определенным образом?
  • какие из выполняемых действий малоэффективны?
  • что может мешать выполнению задач / тормозить процесс?
  • как должны поступать сотрудники и к чему это приведет?
  • как поступают люди в подобных ситуациях в других профессиональных сферах и областях?
  • если применить определенный метод, то как он сработает и на что повлияет?
  • что может замотивировать сотрудников сделать… Что сейчас демотивирует людей?

Инструменты и действия специалиста:

  • опросы
  • наблюдение (увидеть/услышать/прочитать),
  • фокус-группы,
  • тесты,
  • методы оценки по системе “тайный покупатель”,
  • методы оценки по разработанным стандартам,
  • беседы и интервью,
  • анкетирование,
  • анализ готовых решений,
  • компиляция решений,
  • формирование рабочих сессий для поиска решений,
  • и т.д.

Аналитическая работа

 

 

 

Обычно проводится совместно с другими подразделениями и профильными специалистами.Примеры вопросов, которые нужно решить:

  • Как измерить результат активности или нового процесса?
  • Какие показатели и как влияют на результат?
  • Какова взаимосвязь показателей?
  • Как меняются показатели после обучения?
  • Что еще могло повлиять на такое изменение?

Инструменты и действия специалиста:

  • работа с выгрузками,
  • анализ изменений,
  • подсчет показателей / оценка новых kpi,
  • анализ динамики за выбранные промежутки с учетом влияния внешних и внутренних факторов,
  • и т.д.

Разработка материалов

 

 

 

 

Примеры вопросов, которые нужно решить:

  • Как улучшить запоминаемость информации?
  • Как увеличить скорость считывания данных?
  • Как минимизировать ошибки при работе с алгоритмами?
  • Как упаковать сложные объемные данные в простые для понимания формы?
  • Какие методы визуализации позволят вспомнить много и максимально быстро (доступность нужной информации).

Инструменты и действия специалиста:

  • разработка визуальных форм: инфографика, видео-инструкции, презентации.
  • адаптация и сокращение данных: создание алгоритмов, напоминалок, подкастов.
  • участие в процессах компании, связанных с разработкой справочной информации для сотрудников.

Побочные задачи

 

 

 

 

Примеры вопросов, которые нужно решить:

  • Что могло бы увеличить эффективность процесса?
  • Как изменить процесс, чтобы…
  • Как исправить типичную ошибку в поведении сотрудника / работе подразделения?
  • Как увеличить удовлетворенность клиентов от…
  • Как снизить уровень негатива в ситуациях…

Инструменты и действия специалиста:

  • Организация активностей для поиска решений: фасилитация, запуск креативных сессий, использование техник повышения уровня креативности в рабочих группах,
  • разработка новых мотивационных моделей,
  • проведение “открытых микрофонов”,
  • проведение мастер-классов,
  • и т.д.

Немало, правда? И еще, конечно — планирование, разработка и проведение обучения :)

Я уверен, что специалист по обучению должен восприниматься так же серьезно на рынке труда, как и, например, специалист по информационной безопасности, инженер или архитектор. Но для этого необходимо выполнение двух условий (помимо стандарта обучения и сертификации):

  1. Нужно транслировать во внешнюю среду спектр обязанностей и возможностей этой профессии. Руководитель и начальник должен требовать, чтобы “обучатор” не только обучал, но и: исследовал, предлагал решения, помогал в процессах и нес ответственность за результат.
  2. Сам специалист по обучению должен понимать (осознавать) зоны ответственности и видеть свои возможности в достижении общих целей. Поставленные задачи и понимание ответственности будут мотивировать специалиста по обучению к модернизации и развитию своих инструментов.

Не “провел тренинг и молодец”, а “провел подготовку, оценил необходимость – оценил все риски, барьеры и возможности – выбрал наиболее подходящий формат и инструменты – провел обучение – оценил результат – провел корректировочные мероприятия – отчитался (при необходимости дал дополнительные рекомендации) и вот тут молодец…. Ах, да — через некоторое время сделал повторный срез, чтобы убедиться, что результаты не были случайными – теперь совсем молодец.”

В реальной жизни, конечно, описанная выше схема, претерпевает некоторые изменения. Не могу похвастаться тем, что сам всегда прохожу все обязательные этапы – бизнес это — всегда компромиссы. Зачастую в угоду времени / более приоритетным задачам и проч. приходится искать варианты сокращение этой цепочки с минимальной потерей в полезности обучения.

Но все это не значит, что не нужно стремиться к комплексному и правильному подходу в решении профессиональных задач :)

В завершении хотелось бы напомнить, что Специалист по обучению работает на нескольких уровнях работы с информацией:

  1. Постоянное насыщение технологиями, идеями, практиками, алгоритмами.
  2. Визуализация и упаковка накопленной информации, чтобы в любой момент ее можно было быстро “распаковать” и “развернуть” в актуальной среде.
  3. Организация обмена информацией и создание среды для обучения. Важно создавать возможность развития сотрудников, их взаимообучения и творческого самовыражения.
  4. Бесконечный обмен обратной связью с внешним миром и рефлексия.Любое действие вызывает реакцию – важно собирать и анализировать ее. Это опыт.

А опыт – это самое главное :)

Please follow and like us: