Тренинг и подарки.

Привет! Сегодня я хотел бы предложить подумать о таких вопросах:

  1. Зачем тренеры что-либо дарят участникам на тренингах?
  2. Как правильно встраивать «дарение» в процесс обучение?
  3. Какими могут быть «тренинговые сувениры»?
  4. Как правильно дарить подарки участникам?

Про подарки вообще.

Начнем с небольшого вступления :)

Большинство из нас любит дарить или принимать подарки. Да, я аккуратно пишу “большинство” вместо “все” и вот почему. Позитивные эмоции и радость от получения чего-нибудь интересного и приятного вполне естественны и “зашиты в каждого из нас”. Люди испытывают удовольствие не только от получения подарков, но и тогда, когда видят, что их сюрприз приносит радость кому-то другому. Ребенок всегда с надеждой и счастливым волнением заглядывает под праздничную елку или торопливо срывает яркую оберточную бумагу с коробки. Вероятно, кто-то из моих читателей вспомнит, когда появились “киндер-сюрпризы” – шоколадные яйца с игрушкой внутри. Сколько было радости…

Однако ребенок растет и попадает во взрослое общество. Обычное и беззаботное общение со сверстниками начинает обрастать “правилами делового этикета”, какими-то условностями, страхами, сомнениями. То же самое происходит и с подарками – теперь их “движение” связано с муками выбора, определенными ритуалами и компромиссами. А у кого-то, ко всему прочему, копится негативный опыт получения или “дарения”. И вот уже взрослый человек не так радуется сюрпризам и не видит смысла в том, чтобы неожиданно радовать других. Такое, к сожалению, случается. Но внутри нас все равно живет тот малыш, который искренне ждет чего-то чудесного и необычного.

Вы знаете, у меня есть ряд основообразующих внутренних убеждений-наблюдений. И одно из них звучит так: “Изначально у вещей нет цены. Ценность любому предмету (или даже любой сущности) мы определяем самостоятельно”.

Это банальная фраза, я это понимаю. Для человека, изнывающего от жажды, стакан воды представляет большую ценность чем новый гаджет или дорогое украшение. Для какого-нибудь жителя дальней экзотической страны камни под ногами – это просто крупный песок и земля, а для путешественника невероятный артефакт и напоминание о захватывающих приключениях в поездке.

Мы можем наполнить смыслом и ценностью любой предмет. Абсолютно. Иногда это делается умышленно (привет специалистам по рекламе и маркетологам) или неумышленно, когда обстоятельства наделяют предметы дополнительной ценностью. Еще один грустный пример влияния обстоятельств на ценности: в одном из репортажей из Донецка (зоны военного конфликта на Украине) рассказывали про семью, попавшую под обстрел. В больничной палате еле живая перебинтованная израненная девочка спрашивала родителей – не сильно ли попортилась ее любимая светлая юбка при попадании снарядов в ее комнату). Я сейчас не про конфликт – я про определение внутренней стоимости предмета.

Ценности могут меняться под влиянием времени, внешних обстоятельств, убеждений и даже мгновенных эмоций. В данном контексте мы говорим не о системе личностных ценностей, а про отношение к предметам.

Как же связано такое затянувшееся вступление с темой обучения? Очень просто. Как известно, люди идут на тренинг за знаниями, навыками и эмоциями. Сувениры и сюрпризы вызывают эмоции (особенно если подарки оригинальные и каким-либо образом связаны с темой обучения).

Следовательно, вы можете использовать этот эффект и, время от времени, разнообразить процесс обучения, включая туда приятные бонусы для участников.

Но вручение подарков не должно быть похоже на раздачу конфет в начальном классе в день рождения. Конечно, возможно, это только в моей школе процесс выглядел странно. Ты идешь с пакетом конфет по рядам и “обмениваешь” конфеты на стандартное “спасибо”, “поздравляю”, “с днем рождения”. А сзади идет учительница и умиляется. Особенно забавно вручать конфеты тем, с кем у тебя уже после урока назначена стрелка в коридоре за девочку, которая вон там тоже ждет своих конфет. Через эту уникальную и увлекательную процедуру проходили все в течение первых трех лет обучения. Извините, отвлекся.

Про главный принцип.

Запомните главное. Хороший подарок = это сам предмет + сформированная ценность. Зачастую сувениры либо вручаются в конце тренинга, становясь заключительным ритуалом, либо зарабатываются участниками в процессе работы.

Самое главное – не допустить две типичные ошибки

  1. Превратить тренинг в набор “свадебных” конкурсов с вручением сомнительных призов за сомнительные достижения.
  2. Дарить сувениры без сформированной ценности.

Приведем пример. Тренер в конце обучения говорит: “вот всем вам по ручке с корпоративной символикой. Маша, раздай, пожалуйста. Итак, все получили? Все. Спасибо! До скорых встреч.”

Это обычное вручение предмета.

Давайте создадим дополнительную ценность. Представим, что у нас завершается тренинг по работе с негативными эмоциями и стрессом:

Друзья, мы хотели сделать Вам приятное и подготовили специальные ручки с нашей символикой. Мы вручаем их только по особым обстоятельствам и сегодня одно из них – вы проделали большую работу! Но это не главное. С ручкой вы получите небольшую карточку и конверт. Ваша задача написать небольшую записку человеку, которого переполняют негативные эмоции. Вы сейчас этого человека не знаете, но представьте, что это ваш хороший знакомый, друг или даже родственник. Вы можете оставить ваш личный рецепт работы со стрессом или написать слова поддержки – серьезные или с юмором. После этого мы запечатаем конверты, нарисуем на них мордашку любого зверя (чтобы отличить свой конверт и забрать его обратно), перемешаем и раздадим. И когда настанет момент, когда вы почувствуете напряжение и усталость – вы вскроете конверт и прочитаете хороший, честный совет от неравнодушного человека.

Здесь предметы это: ручка, бумажка и конверт.

А сформированная ценность: тайна, проделанная работа, совет и эмоции.

Иными словами – любой вручаемый предмет должен быть наделен ценностью. Ее может создать тренер, а могут и сами участники.

Хороший подарок = это сам предмет + сформированная ценность.

Сформированная ценность.

За счет чего формируется ценность сувенира? Вариантов может быть много. Приведу несколько примеров. Вещь может получить дополнительную ценность если:

  • она откуда-то привезена.
  • она имеет свою историю или связана с какой-либо историей.
  • она олицетворяет собой сильную и убедительную тематическую метафору.
  • завоевана или заслужена в рамках конкурса, задания, сертификации.
  • создана для определенного человека (пример: открытка с пожеланиями от других участников тренинга)
  • связана или тесно переплетается с темой тренинга.
  • применима в дальнейшей работе.
  • получена в ситуации, связанной с яркими позитивными эмоциями (происходит эмоциональная связка: предмета – яркие радостные воспоминания).
  • связана с личностью человека, персонализирована.

Как вы понимаете, комбинация этих вариантов будет усиливать позитивный эффект. Стоит стремиться к тому, чтобы сувенир стал чем-то большим, чем просто предметом – талисманом, инструментом, точкой ярких воспоминаний, наградой.

Предметы

На первый взгляд список предметов, которые можно подарить, может показаться простым и неинтересным. Это связано как раз с тем, что к ним не прилагается ценность. Но давайте все равно рассмотрим – что же дарят тренеры на занятиях?

  • оригинальная канцелярия (ручки, стикеры, блокноты);
  • тематические магниты, брелоки, значки, наклейки, флешки;
  • книги, открытки, картинки;
  • сертификаты и дипломы (в рамках, эксклюзивные с позолоченными элементами);
  • сладости, шоколадки;
  • корпоративные сувениры;
  • купоны и сертификаты (на обучение или развлечение);
  • браслеты, кубики, антистресс-игрушки;
  • материалы тренинга: диски, руководства, электронные книги.

Еще несколько необычных подарков

  • На тренинге по наставничеству при обсуждении темы “забота” вручались маленькие деревья в горшках, и группа договаривалась обменяться фотографиями подросших “зеленых друзей” ровно через год, чтобы посмотреть кто и как о них заботился.
  • На тренинге продаж тренер подарил участникам по 2-х долларовой купюре (ассоциация с символом финансов, денежным амулетом).
  • Участники обсуждали на тренинге выработку и закрепление полезных привычек. В конце работы им подарили силиконовые браслеты с надписью “я могу”. Участники договорились не снимать их пока полезная привычка не закрепится (минимум 21 день).

Примеров подарков может быть много. Главное – они должны быть уместны и связаны с темой тренинга (возможно ассоциативно).

Типичные проблемы

Рассмотрим типичные сложности, возникающие у тренеров:

Я пробовал вручать сувениры, но при этом всегда чувствовал себя неуютно – стеснялся и сомневался, что участники их оценят.

Надо еще раз пересмотреть контекст, в котором сувениры будут вручены. Этот этап не должен быть внезапным – “А теперь, ребятишки, подарки!”. К этапу, в котором участники что-то получат, группу нужно подвести: заданием, обсуждением, упражнением, в котором эти подарки уже будут участвовать.

И еще три важных момента:

  1. Большинство опасений беспочвенны. Самое страшное, что может произойти – человек просто оставит ваш сувенир на столе после тренинга. Но мы же помним, что все люди разные? Нельзя, опираясь на один тип личности, создавать для себя шаблоны для работы со всеми.
  2. Проверьте себя еще раз, задайте себе вопрос — для чего я хочу использовать подарки на тренинге? Действительно ли они помогут мне для достижения моей цели?
  3. Чтобы научиться чему-либо нужно время от времени переступать через свои страхи и позже гордиться этими шагами.

Не могу придумать сувенир для своей темы тренинга.

Подумайте: какие ассоциации у вас возникают при размышлении о тренинге? Происходили ли когда-нибудь грандиозные исторические события, во время которых тема тренинга раскрывалась в том или ином виде? Что было символом этих событий? Что является символом достижения в направлении, описываемом в вашем тренинге? В конце концов обсудите этот вопрос с товарищами или коллегами. Одна голова хорошо, а две лучше.

А не разбалую ли я группу, если всегда буду что-то вручать?

Не нужно заканчивать каждый тренинг раздачей сувенирной продукции. Конечно разбалуете :) Цель сувенира – сделать завершение тренинга или определенный этап более запоминающимся и эмоциональным. Но для достижения этих целей существуют и другие задания – упражнения, дополнительные материалы.

А можно сделать сувенир, не тратя свои деньги?

Конечно. Зачастую сувениры можно включать в затраты на тренинг при обсуждении с заказчиком. Важно лишь обосновать их необходимость. Также сувениры можно сделать вместе с участниками. Помните: предмет + смысл. Например, оригами, в которых спрятан элемент тренинга также может являться отличным подарком :)

 

Придумывайте, дарите и рассказывайте о своих результатах и не забывайте подписываться на TM канал «записки обучатора»  :)

Please follow and like us: