автор

Контакты:

Vk.com Facebook Slideshare Mail Linkedin 500px Instagram


Я верю в то, что:

  •  Жизнь это не круг, а вектор.
  •  Тренинг – это платформа для творчества, а не школьный класс.
  •  Смысл является необходимой составляющей любого действия.
  •  Вера в технологию и есть сама технология.
  •  Понимание приходит позже.
  •  Все простое – сложно. Все сложное – просто.
  •  Развитие возможно только вне зоны комфорта.

Какие-то из этих убеждений были найдены мной и идеально вошли в мою картину мира, какие-то сформировались в процессе работы. Но ясно одно – мой процесс обучения базируется на этих высказываниях, и это работает.

Эти убеждения позволяют мне создавать тренинги и вовлекать в процесс новых участников. А самое главное — получать заслуженный результат от действий. .

Становление

До того, как стать тренером, я успел побывать в разных (иногда совсем необычных) ролях, начиная с продавца компьютерной техники и заканчивая должностью экскурсовода в музее восковых фигур. Но, где бы я ни находился, меня не оставляло желание наблюдать за людьми – исследовать их интересы, стараться понять и продумать логику их поведения.

Рассказывая про воскового Горбачева (кажется, мне было тогда лет шестнадцать), я внимательно следил за эмоциональным изменением слушателей в зависимости от хода моего рассказа. И уже через некоторое время давал себе различные задания, например:

  • сделать так, чтобы все разом удивились;
  • чтобы улыбнулись только женщины;
  • чтобы группа двигалась по заданному маршруту без моих подсказок;
  • вывести на разговор самого молчаливого гостя.

Именно тогда мне понадобилось экстренно учиться навыкам чтения невербального поведения, фасилитации и работы с групповой динамикой. Но тогда я еще не знал этих страшных слов и действовал скорее интуитивно.

Нет, это были не сеансы групповой манипуляции, я старался помочь слушателям увидеть и узнать самое интересное, услышать и запомнить главное. Ведь их поход в музей, по сути, не отличается от получения любой другой услуги. Они заплатили за товар, и моей задачей было предвосхитить их ожидания. Только
в таком случае можно говорить о лояльности и хороших отзывах.

Мне нравилось, что люди меня внимательно слушали, я ни разу никого не терял (никто из групп не отходил и не отвлекался, хотя у других опытных и взрослых экскурсоводов такое наблюдалось). Было безумно приятно, когда гости, уезжая в другие города, записывали мой телефон как личного потенциального гида уже для своих родственников. .

Наблюдение

Пока я еду на работу либо жду в аэропорту самолет, который сократит расстояние между мной и новыми участниками – коллегами – друзьями, вокруг меня происходит волшебство. Я вижу тренинги работы с конфликтными клиентами в перебранке недовольного пассажира с сотрудником аэропорта; вижу методики убеждения возле витрины со сладостями, где молодая мама объясняет своему ребенку, почему нельзя есть много сладкого; участвую в семинаре по созданию презентаций и визуализации, рассматривая рекламу на стенах и информационные таблички. В этом и чудо, что процесс обучения и осмысления полученного опыта происходит постоянно.

С этим пониманием тренинг превращается из набора методического материала и сомнительных шаблонов в живой механизм, функционирующий по своим собственным законам, и задача тренера – дать возможность этому механизму расти, развиваться и вовремя фиксировать результат, закрепляя его на каждом этапе.

Так же важными понятиями в организации обучения являются: Смысл, Мотивация, Практика и Задача.

Смысл

Я всегда настороженно относился к таким страшным названиям тренинговых программ, как stress management, time management (временем управлять нельзя по определению), coaching, стратегические сессии и прочее. Самое главное, что меня волновало это то, что скрывается за этими понятиями, смысл, который тренер вкладывал в каждое из этих определений. И первый вопрос, который я задавал себе на семинарах – узнаю ли я что-то полезное для себя? К сожалению, чаще всего с таких тренингов я уходил с “технологией”, “кейсом”, “системой”. Что-то такое европейское, мертвое, но красивое.

Вы знаете еще со студенческих или школьных лет, что понимание гораздо важнее зубрежки. Понимая одно определение или формулу можно с легкостью вывести все остальные, не тратя время на заучивание и написание шпаргалок (с последующим мозговым штурмом – куда бы все это спрятать). Мой принцип – это поиск смысла, который стоит за технологией.

Мотивация

Не верьте бизнес-тренерам, которые предлагают вам дать мотивацию к действию. Точнее дать ее можно, но проработает она день, два… ну месяц, если мотиватор был профессиональным, но потом она схлопнется, как звезда во вселенной и ваше целеполагание останется на бумаге в виде красивых стрелочек и квадратиков.

Но если у человека появится понимание и смысл того, что он делает – мотивация появится сама. Если мне скажут, что сроки сдачи какого-нибудь проекта сократились вдвое, то для того, чтобы успеть его сдать – я тоже начинаю двигаться в два раза быстрее. (Мотивация это не всегда деньги, машины и золотые унитазы. Это другое…).

Практика

Должна быть! Без нее информация превратится в мусор и будет только мешать. Причем пробовать нужно часто и с разных позиций. Это позволит посмотреть на свои обычные действия под новым углом и получить новую — полезную обратную связь..

Задача

Задача тренера создать функциональное пространство для знакомства с различными технологиями, отработки навыков и творчества. Не только учить, но помогать понять участникам, что, оказывается, привычные вещи можно делать по-другому. Самое удивительное состояние – это когда ты идешь задумчиво с тренинга и пытаешься переоценить свои прошлые действия, думаешь над тем, что было и насколько это “прошлое” изменит “настоящее”. И не просто думаешь, а еще и делаешь, экспериментируешь. Закон природы состоит в том, что для любого действия нужно усилие, будь то рождение, первая любовь, воспитание детей. Не всегда, но именно “усилие над собой + смысл” – это та сила, которая способна двигать горы.

И еще: Тот, кто никогда не продавал – не может (и не должен) вести тренинги продаж, кто не пытался работать с возражениями по различным каналам общения – не может (и не должен) рассказывать другим, как это делается. Я так считаю.
header3