Есть в спортивном зале упражнение, которое я делаю неправильно. Намеренно. Основная задача тренажера – прокачивать мышцы спины, но мне на нем нужно отрабатывать технику резкого стягивания (для борьбы). Как это связано с темой обучения?
Сейчас расскажу :)
В зале находятся тренеры, помогающие клиентам правильно работать с тренажерами (и скрыто продающие персональные тренировки ?)
Так вот. Тренеры делятся на два типа:
Первые (которых больше) при виде меня на этом тренажере ухмыляются и безапелляционно выносят вердикт: “эй, вы делаете неправильно! Смотрите как нужно”. Я всегда их благодарю – ведь “помогают же”. А потом объясняю, что у меня цель немного другая. Они делают задумчивое лицо и, согласившись со мной, уходят обратно в зал.
Вторые (которых меньше) начинают с вопросов: «в каких мышцах вы сейчас чувствуете напряжение?»; «Какую именно группу мышц пытаетесь проработать?» Они не тратят время на демонстрацию, а начинают с анализа. Мне кажется, что это очень грамотный подход. Обучение – через анализ, через наблюдение.
Утром занимался с тренером в бассейне и пожаловался на то, что быстро выдыхаюсь. Перед тем, как предложить решение — он начал расспрашивать: “как думаете, почему именно выдыхаетесь?”; “на каком этапе?”; “сможете повторить?”. И в итоге нашел ошибки, которые мне мешали. Особенно мне понравился момент, когда тренер просил проплыть дорожки, погружаю руку под разным углом. Одна из позиций была ощутимо эффективнее. Она и оказалась правильным решением.
Обучение через управляемый и контролируемый опыт – один из важных профессиональных навыков. Решение, которое тренер помогает найти, становится моим. Возрастает степень запоминания и мотивации к использованию этой находки ?
И вот два вопроса, над которыми я предлагаю подумать:
- А вы, работая в бизнес-среде, проводите диагностику перед обучением?
- Существует ли в вашей компании такой элемент, как обучение через контролируемый опыт? Как его можно использовать?
Не спешите.