Зачем все это?
Какие мысли вызывает в вашем воображении слово “фасилитатор”?
Большинство людей лишь загадочно улыбается, услышав такой вопрос :)
А вопрос-то совсем непростой. Ведь нередко серьезные обсуждения, как в больших компаниях, так и в зоне личной жизни выходят из под контроля.
Лишние эмоции, неструктурированные и неуправляемые обсуждения заставляют ходить по кругу «сваливаясь» с темы в мелкие несущественные обсуждения. В итоге мы получаем:
- Большое количество потраченного времени
- Убитые нервные клетки
- Минимум продуктивных решений
- Размытые цели и ответственность
Именно эту проблему призваны решить специалисты, имя которым — фасилитаторы.
Вот, что можно найти во всемирной паутине на этот счет:
“Термин «фасилитатор» малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней зарегистрированы всего несколько человек.
Вот что пишет на эту тему англоязычная Wikipedia. «Фасилитатор – это тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает группу в ее достижении в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций.”
Так просто? Тогда зачем этим товарищам было создавать международную ассоциацию? Зачем писать толстые книжки и вести семинары для практикующих специалистов?
Секрет в том, что понятие “фасилитация” содержит в себе обширные методики, техники и психологические приемы, с которыми знакомятся современные специалисты в рамках тренингов и семинаров по фасилитации.
Сейчас на рынке наблюдается огромное количество разных персонажей: игротехники, медиаторы, фасилитаторы, коучи, тренеры, модераторы и т.д. Не утихают споры о зонах компетенций и требуемых навыках этих профессионалов.
Что же делает фасилитатор? Он собирает групповое обсуждение и, исходя из требований и ожидаемых результатов, готовит для группы нечто вроде примерной карты движения. Он ищет тонкую грань между доминированием и пассивной ролью, давая участникам возможность генерировать идеи, оценивать их, затрачивая минимум внутренних усилий. Причем в каждый момент времени у него в рукаве есть мини-задания, которые позволят обойти застой в обсуждении, побороть непонимание и найти все риски итоговых решений.
Фасилитатор:
- Создает непринужденную атмосферу
- Делится инструментами
- «Вытаскивает» и «оживляет » «мертвых» участников
- Будит засыпающих, сдерживает возбуждающихся)
- Закрепляет итоги и проверяет их на «вшивость»
- Помогает в поиске внутренних и внешних ресурсов
- Предлагает только перепрыгнуть неприступную стену, но и обойти/построить лестницу/изменить поле гравитации/найти стену поменьше/ответить на вопрос: а стоит ли прыгать/порадоваться на другой стороне)
Приведу простой пример. На одном из тренингов по фасилитации я попросил группу обсудить простую тему: «У нас есть определенная сумма денег, и мы хотим отлично отдохнуть на выходных. Давайте договоримся — куда поедем/пойдем/полетим? Время обсуждения ограничено, иначе деньги «сгорят».
Оказалось, если бросить группу, то результат может быть плачевным. В быстром темпе успевают высказаться не все, чья-то точка зрения начинает доминировать, идеи обсуждаются неравномерно. Все «за» и «против» не взвешиваются. В итоге мы имеем два варианта, которые устраивают 40 % участвующих в обсуждении. Какие можно сделать итоги?
- Все люди разные. (ВОТ ЭТО ПОВОРОТ) Услышать нужно каждого. (При любом количестве обсуждающих. Как 10 так и 100 человек. А как это сделать быстро — как раз и рассказывается на тренингах).
- У каждого человека свой индивидуальный уровень «напора» в разговоре.
- Эффект синергии необходимо запускать. Возникая сам по себе, в итоге он дает меньше результатов.
- Информация должна быть видна и доступна всем в каждый момент времени.
- У каждого из участников есть потенциальное решение любой проблемы. Нужно создать такую атмосферу, чтобы это решение само вызрело в конечном, обдуманном виде.
- На практике некоторые методы фасилитации нужно дорабатывать, учитывая людей/стиль/время/характер/и т.д.
- После появления фасилитатора в группе — идеи начинают структурироваться, оцениваться и фильтроваться. Возникает свободная атмосфера обсуждения. В итоге мы видим две-три группы обдуманных идей, альтернативные варианты для тех, кто еще сомневается (если таковые вообще остаются) и, что самое главное — полное принятие группой результатов собрания.
Что же мы делаем на тренингах? Для начала отвечаем на вопросы:
- Как привести группу к общему решению с минимальными затратами в ресурсах и максимальным результатом “на выходе”?
- Как “зажечь” группу и помочь провести эффективный мозговой штурм, результатом которого будет четкий план и конкретные действия?
- Какие вопросы способны двигать группу к новым решениям и выводам?
- Как обсудить волнующую тему с 3, 10 или 100 участниками? Как услышать каждого?
- Как найти выход по самым «нерешаемым» вопросам?
- Как строить обсуждения в «трудных» группах?
- Как обычное совещания сделать продуктивными?
В программе:
- Техники развития креативности
- Методы проведения мозговых штурмов
- Приемы визуализации
- Коучинг
- Варианты фасилитационных сессий
- ..7..8..9.. Практика… практика… практика
Для полноценного погружения в тему и выработку навыков необходимо от 4 до 5 полных дней серьезной работы. С одной стороны все тренинги проходят весело и интересно, но с другой стороны нужно прикладывать определенные усилия, чтобы начать действовать по-новому. Выйти из зоны комфорта и радоваться результатам)
И главное — будущий фасилитатор должен любить свое дело, интересоваться литературой, применять каждодневный опыт в разработке новых подходов, наблюдать за людьми вокруг себя и стараться немного изменить мир в лучшую сторону)