Всем привет.
В очередной раз хочется поразмышлять в письменной форме над своей профессией, над победами и поражениями, проанализировать опыт и сформулировать некоторые идеи. Блог отличный помощник в этом деле!
Одна из терапевтических целей таких записей — это еще раз вспомнить и закрепить некоторые мысли, сосредоточиться и поразмышлять. Удивительно, но облекая мысли в слова можно столкнуться с удивительными метаморфозами. Например, можно прочитать свою идею, еще раз проанализировать и категорически не согласиться с ней. Или наоборот — может появиться новая идея, которой не было ранее.
Были случаи, когда меня просили коллеги, друзья, начинающие тренеры — рассказать им про основные правила ведения тренинга. Естественно, в двух словах этого не расскажешь, а уж тем более не прочитаешь в книге. Развитие навыков обучения, работы с групповой динамикой и психологией взаимодействия внутри группы — длительный и непростой процесс. Но можно выделить несколько моментов, на которые важно обратить внимание (особенно начинающим специалистам данной области). Об этом и поговорим.
Я буду разбивать советы специалистам по обучению, тренерам, фасилитаторам и т.д. на группы по 5 советов.
1. Всегда проверяйте задание, которое вы дали участникам.
Помню, как когда-то давно на одном из тренингов нам дали задание, а на следующий день его не проверили (может у тренера времени не хватило, может забыл). Помню, как мы почувствовали глубокое разочарование — мы же потратили свое личное время… мы же…
осторожно ненорматив…
Важно обращать внимание на результаты работы участников. (Причем, как на положительные, так и на отрицательные). В рамках тренинга любое действие — практика, любая практика — опыт. За этим люди на тренинги и ходят. Знания лежат в книжках и лекциях на youtube.
2. Не делайте смешанные группы (дистанционное и личное присутствие)
В данном случае я пропущу возможные технические проблемы со стороны «удаленных» участников, обрывы соединения, просьбы повторить, говорить громче и т.д. Даже при отличном техническом оснащении — групповая динамика будет разваливаться при взаимодействии участников внутри такой группы. Если вам все же необходимо подключить кого-то удаленно, то следует определить им роль пассивных слушателей и выделять на сессии вопросов / ответов отдельное время.
3. В запасе у тренера всегда должны быть сокращатели и удлинители времени :)
К сожалению, не всегда тайминг тренинга будет соблюдаться и это нормально. Здесь проблема не всегда в том, что тренер заранее не продумал временные рамки для каждой активности (хотя среди новичков чаще всего наблюдается именно эта проблема) или неправильно определил тайм-лист дня. Бывает, что группа хочет развить определенный навык более основательно или мозговой штурм оказывается сверхпродуктивным. В таком случае каждому тренеру полезно держать «прозапас» сокращатели времени (набор материалов, ссылок, роликов и т.д.) с материалом, который пройти не успели или прошли не основательно. И удлинители времени (набор заданий и упражнений на развитие навыков).
В тренерской среде все это чудо называют чемоданчиком тренера. Так вот чем он больше, тем лучше.
4. В каждом задании должен быть смысл. Результат любого упражнения — обсуждение, выводы и новая модель поведения.
К сожалению, часто наблюдаются ситуации, когда тренеры дают группе задание ради задания. Это большая ошибка. Весь процесс может быть веселым и увлекательным, но если человек не сможет ответить себе на вопрос: Зачем я только что это делал? Если вы даете задание для развлечения — так и скажите: А сейчас мы немного переключимся и поиграем. Если упражнение развивает какой-то навык, то какой. Бывают ситуации, когда анализ процесса игры происходит после игры. Но он должен обязательно быть. И тренеру нужно проверить, что каждый из участников точно понял — что только что происходило и сделал какой-то вывод для себя (какой?).
5. 1 тренинг = 1 ключевая идея.
В основе тренинга, как правило, должно лежать какое-то ключевое убеждение. Это может быть одна мысль, один слоган, одна идея. И на эту идею, как на ниточку, будут нанизываться темы, упражнения и т.д. Например, у вас идея такая: Холодные продажи — не приговор. И далее вы начинаете разбирать блоки про психологию — почему это не страшно, про клиентов — в чем их выгода, про динамику звонков, про результаты. И каждый раз возвращаетесь к ключевой мысли. И тогда у участников возникает тесная взаимосвязь. Этакий замыкающийся гештальт цикл. Весь ваш тренинг должен быть комплексным, единым и логичным — одно вытекает из другого. Тогда он хорошо запомнится.
p.s. только не перегибайте палку с идеями, чтобы не ваш тренинг не был похож на это :)