Каждый человек проходит четыре стадии овладения новыми навыками: от неосознанной некомпетенции к неосознанной компетенции.

 

Компетентность

Давайте посмотрим, как это работает на примере конкретного навыка:

НЕОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Представим себе, что ребенок видит музыкальный инструмент, например, скрипку.  Для того, чтобы поиграть он водит туда-сюда смычком. Страшные звуки, которые слышат окружающие – для него музыка. Он не понимает, почему скрипач делает похожие движения, а звуки мелодичные. Он не понимает, что делает неправильное действие и не осознает этого.

ОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Когда ребенок взрослеет – он изучает мир вокруг и начинает понимать, что игра на музыкальном инструменте – это работа, которой нужно учиться. Он понимаем, что кроме механических движений смычка нужно знать гораздо больше. Ребенок осознает, что ему не хватает знаний и опыта для игры.

ОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Представим, что ребенок хочет играть на скрипке, как это делает скрипач по телевизору. Мама отдает его в музыкальную школу. И теперь он играет осознанно, думая о том, что делает, какие струны зажимает и т.д. Его действия становятся осознанными.

НЕОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Проходит время и человек достигает некоторого уровня мастерства, когда игра на скрипке начинает восприниматься иначе – скрипач чувствует музыку, не задумывается “какую надо сейчас струну зажать, чтобы нужная нота прозвучала”. Пальцы делают все сами – работа дается проще, а действия становятся автоматическими.

Человек последовательно движется из неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности во всех делах, которые изначально не умел, но научился (то есть практически во всех).

Расскажи друзьям!