Как мотивировать взрослых на обучение. 5 техник.

Мне тут в личку Telegram прилетел вопрос “что ты думаешь о мотивации на обучение взрослых людей (после 35 лет)? Как их мотивировать на изменения?

Интересно, почему автор вопроса определил именно такую возрастную границу 😊 Ну да Бог с ним – тема-то и правда интересная.

С молодыми людьми все более или менее понятно – игровая форма, соревнование и самовыражение – три кита обучения молодых.

Как же мотивировать взрослых?

Я поразмышлял и накидал 5 вариантов мотивации взрослых на обучение (они, кстати, отлично комбинируются!)

Если любого опытного специалиста по обучению разбудить среди ночи и спросить – “как учить взрослых?” он ответит “используйте цикл колба” и снова уснет.

Наверное, он будет в чем-то прав. Как мы принимаем решение? В первую очередь, мы опираемся на полученный опыт (сильнее на свой, слабее на внешний, но и тут бывают исключения). Если в модели поведения человека “вшит” неэффективный алгоритм, то изменить его можно только через новое поведение. Иными словами, если я складывал самолетик определенным образом (и самолетик хоть как-то летел), то я продолжу его так складывать и дальше.

Что меня может заставить складывать его иначе?

1. Фокус + профит от изменения (эффект от нового поведения + мотивация). Покажите мне новую модель и удивите дальностью полета. Если передо мной человек сложит самолетик иначе, и он будет лететь дальше – я готов пробовать (при условии, что в дальнейшем это принесет мне прибыль — материальную или даже моральную).

Вывод: Вы должны уметь продемонстрировать эффективное поведение (сами или с помощью других участников). Необходимо объяснить что получают участники или (что гораздо лучше!) сделать так, чтобы участники сами нашли и перечислили все мотивирующие факторы и потенциальные выгоды.

 

2. Демонстрация неэффективности. Мы сложили и запустили свои самолетики – у большинства полетели красиво, а у меня в сторону и по печально-некрасивой траектории. Мы повторили эксперимент и вновь полет моего самолета заставляет меня краснеть. Я не хочу быть среди лузеров – научите меня и помогите стать одним из лучших.

Вывод: один из подходов – создание условий нестабильности, в которых привычная схема участника не срабатывает. А это значит, что в будущем нельзя опираться на такую модель поведения. Надо искать новую. Нужно быть осторожным — нерабочая модель поведения может вызвать у участника раздражение, которое будет проецироваться и на тренера. Что делать? Направлять эту энергию на поиск выхода из ситуации. Здоровая злость = мотивация и действия.

 

3. Необходимость. Мне дали задание сделать самолетик, который уверенно пролетит 3 метра. А через несколько дней появилась возможность сходить на углубленное обучение по складыванию самолетов. Возможно, там я найду ответы на свои вопросы!

Вывод: взрослые охотно идут за решением поставленных задач. Если их нет – поставьте их. Приведу пример: вам предстоит обучить молодых управленцев определенному навыку. Вы просите вышестоящего руководителя поставить определенные задачи по предполагаемой цели тренинга. Таким образом — тема Вашего обучения уже на старте связана с проблемами и необходимостью участников.

Обучение становится возможностью найти ответы на (возможно пока искусственно созданные) проблемы участников.

 

4. Личная жизнь и мои личные потребности. Мотивируют темы, перекликающиеся с повседневностью участников. Вася не может найти себе девушку и не знает, как бы необычно познакомиться и заинтересовать незнакомку. На тренинге по складыванию самолетиков тренер неожиданно рассказывает, как сделать управляемый самолетик.
Хм… Это же можно сделать романтический самолетик, написать на нем свой номер телефона и в летней кафешке романтично и оригинально передать свой номер телефона с запиской нужной барышне за столиком”.

Вывод: ищите связи не только между темой тренинга и профессиональной необходимостью, но и личной жизнью – отношения, самореализация, духовность.

 

5. Потолок пирамиды Маслоу. 
“Я творческий человек и меня возбуждает сам процесс “ковыряния” в новых знаниях, теориях и практиках. Что? Речь про аэродинамику бумажных самолетиков? Если это будет интересно – я весь внимание!”

или

“У меня нет проблем и мои вопросы решены. Готов узнать что-то новенькое и хорошо провести время. Что вы говорите? Бумажные игрушки — это древняя Китайская традиция? Сколько видов самолетиков существует?!”

или

“Вы говорите, что компания N придумала самолетик, который точно сядет на определенную тренером площадку? Мы с этим справимся не хуже, давайте бумагу!”

Вывод: в ситуациях, когда тема тренинга не является “необходимостью” для участников важно создать одну из ситуаций:

А). Вас интересно и хочется слушать. Групповая работа с вкраплением удивительных фактов и головокружительных историй.

B). Соревнование. Люди не просто развлекаются, но и стремятся к достижению созданной на тренинге искусственной цели (не ради решения, а с азартом — для развлечения).

Возможно, у вас есть и свои варианты мотивации взрослых на обучение?

Следите за другими интересными новостями и историями в Telegram-канале Записки обучатора :)

Please follow and like us: