Психодрама. Идеи для обучения.

Пару дней назад по приглашению своего хорошего товарища посетил такую интересную активность как «психодрама». Возможно, вы слышали об этом методе психотерапии, в котором используется драматическая импровизация для решения различных личностных проблем, изучения себя и работы с внешними вызовами.

Расскажу вам о результатах :)

Классические формат психодрамы подразумевает групповую работу и по длительности может проходить от 1-2 дней до нескольких месяцев.

Как проходит сессия?

Действующие лица:

  • ведущий психодрамы (тренер/психолог);
  • участник, чья ситуация разбирается в рамках сессии (заказчик, протагонист)
  • участники, исполняющие определенные роли;
  • участники — зрители.

После стандартных упражнений на знакомство, сплочение и раскрепощение выбирается участник, чья проблема (запрос) будет разбираться в рамках сессии (этот участник на время сессии называется протагонистом).

Далее ведущий предлагает «отыграть» проблему протагониста. Протагонист выбирает из участников тех, кто будет играть те или иные роли (в рамках выбранной проблемы).

Пример: молодой человек (назовём его Иван) любит свою новую творческую работу, а его родителям она не нравится (они не считают творчество серьезной деятельностью). Иван чувствует глубокое чувство вины и это чувство мешает ему, провоцируя творческий кризис и эмоциональную усталость.

Ведущий предлагает Ивану выбрать участников под различные роли: родители, новая работа, кризис, усталость, вдохновление и т.д. Далее проблемная ситуация начинает разыгрываться, как пьеса в театре. Иван может поговорить с родителями и своими страхами, посмотреть на ситуацию со стороны, прочувствовать проблему из разных позиций. Ведущий помогает импровизации, задавая уточняющие вопросы, предлагая участнику «войти в определённую роль» или в нужный момент выйти из неё чтобы посмотреть на процесс со стороны.

В психодраме может отыгрываться как прошлое, так и будущее, как конкретное состояние, так и метафорическое.

Помимо проигрывания ситуации важны ощущения людей, участвующих в процессе. Зачастую эта обратная связь является источником дополнительных размышлений и рефлексии.

Субъективно.

Что понравилось?

Новый взгляд на анализ проблем, правильно созданная ведущим — «мягкая» и доверительная атмосфера (зона групповой безопасности), абсолютная открытость и искренность участников.

Что стало темой для размышлений?

Не могу сказать, что со всем, что происходило на сессии я был согласен. Но это скорее было связано с самим алгоритмом проведения сессии и итоговым обсуждением. На ведущем психодрамы лежит большая ответственность. Как мне кажется, существуют некие шаблонные рефлексы и зная их, можно не столько помогать людям, сколько вести их в определенном направлении.

Помните эксперимент, когда составлялся текст и каждый, кто его читал, говорил «да это же точно про меня написано!»?

Существуют шаблоны поведения:

  • Непонимание в подростковом периоде;
  • Сомнение на определенном этапе отношений;
  • Детские ощущения от эмоционального общения родителей;
  • и т.д.

Понимая эти «эмоциональные шаблоны», можно вызвать у собеседника высокий уровень доверия и, пользуясь им, направить его по ложному пути («если человек настолько хорошо понимает меня, то я доверяю тому, что он говорит»).

Наверное, в такой работе должна быть определенная карта действий или алгоритм. Как в коучинге — коуч может предполагать, что будет решением в той или иной ситуации, но он терпеливо ждет, когда собеседник сам до этого решения дойдет (или найдет другое интересное решение своей проблемы). Я думаю, что мои субъективные ощущения связаны с тем, что сессия была демкой и занимала всего 3 часа.

Что в этом для тренера?

Конечно, я думал, что полезного можно «утащить» в область обучения и развития персонала и заметил, что часть потенциальных «пересечений» уже существует, только не все на них делают акцент.

1. Нужно уметь смотреть на проблему/кейс с разных сторон. Чтобы изучить, например, клиентский сервис, нужно примерять на себя роли различных покупателей. Причем не просто отыгрывать их по скрипту, а погружаясь в собственные ожидания, желания и опасения.

2. Если на тренинге возникает какая-либо сложная ситуация или спорный момент — его можно превращать в определенную ролевую игру.

3. Смена ролей в рамках одного упражнения позволяет учащимся глубже погрузиться в обсуждаемую тему и получить больше полезного опыта.

4. В тренинге нельзя забывать про важный этап рефлексии. Обсуждая упражнение, тренер должен анализировать не только рациональную — практическую составляющую, например, «получило ли продать?», «удалось ли успокоить конфликтного клиента», «какие вопросы задавались в процессе выявления потребности», но и эмоциональную:

  • что вы чувствовали во время продажи товара? Смущение? Почему продажа вызывает такие эмоции?
  • что вы чувствовали, находясь в определенной роди (клиента / продавца / оператора / менеджера и т.д)
  • с каким чувством, на ваш взгляд, к нам пришел клиент? Что сейчас ощущает собеседник?

p.s. когда я разговариваю с людьми на тему психодрамы, то чаще всего слышу что-то типа: «ой, я там здорово поревела» и «надо брать больше салфеток и воды». Слезы освобождают от накопившихся эмоций, когда иными способами мы от них не освобождаемся. Психодрама — полезная штука, но тут как и в медицине — очень многое зависит от врача.

p.s.s. В отличие от терапии — во время процесса обучения тренеру не рекомендуется погружаться так глубоко в переживания участников, однако важно не забывать, что все мы люди и наше поведение во многом зависит не от алгоритмов и рекомендаций, а от того, что внутри нас.

Больше тематических и полезных примеров в Telegram-канале Записки обучатора :)

А еще заглядывайте в Яндекс Дзен 

Please follow and like us: