Зачем все это?

Какие мысли вызывает в вашем воображении слово “фасилитатор”?

Большинство людей лишь загадочно улыбается, услышав такой вопрос :)

А вопрос-то совсем непростой. Ведь нередко серьезные обсуждения, как в больших компаниях, так и в зоне личной жизни выходят из под контроля.

fac

Лишние эмоции, неструктурированные и неуправляемые обсуждения заставляют ходить по кругу «сваливаясь» с темы в мелкие несущественные обсуждения. В итоге мы получаем:

  • Большое количество потраченного времени
  • Убитые нервные клетки
  • Минимум продуктивных решений
  • Размытые цели и ответственность

Именно эту проблему призваны решить специалисты, имя которым — фасилитаторы.

Вот, что можно найти во всемирной паутине на этот счет:

“Термин «фасилитатор» малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней зарегистрированы всего несколько человек.

Вот что пишет на эту тему англоязычная Wikipedia. «Фасилитатор – это тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает группу в ее достижении в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций.

Так просто? Тогда зачем этим товарищам было создавать международную ассоциацию? Зачем писать толстые книжки и вести семинары для практикующих специалистов?

Секрет в том, что понятие “фасилитация” содержит в себе обширные методики, техники и психологические приемы, с которыми знакомятся современные специалисты в рамках тренингов и семинаров по фасилитации.

Сейчас на рынке наблюдается огромное количество разных персонажей: игротехники, медиаторы, фасилитаторы, коучи, тренеры, модераторы и т.д. Не утихают споры о зонах компетенций и требуемых навыках этих профессионалов.

Что же делает фасилитатор? Он собирает групповое обсуждение и, исходя из требований и ожидаемых результатов, готовит для группы нечто вроде примерной карты движения. Он ищет тонкую грань между доминированием и пассивной ролью, давая участникам возможность генерировать идеи, оценивать их, затрачивая минимум внутренних усилий. Причем в каждый момент времени у него в рукаве есть мини-задания, которые позволят обойти застой в обсуждении, побороть непонимание и найти все риски итоговых решений.

Фасилитатор:

  • Создает непринужденную атмосферу
  • Делится инструментами
  • «Вытаскивает» и «оживляет » «мертвых» участников
  • Будит  засыпающих, сдерживает возбуждающихся)
  • Закрепляет итоги и проверяет их на «вшивость»
  • Помогает в поиске внутренних и внешних ресурсов
  • Предлагает только перепрыгнуть неприступную стену, но и обойти/построить лестницу/изменить поле гравитации/найти стену поменьше/ответить на вопрос: а стоит ли прыгать/порадоваться на другой стороне)

Фасилитатор

 

Приведу простой пример. На одном из тренингов по фасилитации я попросил группу обсудить простую тему: «У нас есть определенная сумма денег, и мы хотим отлично отдохнуть на выходных. Давайте договоримся — куда поедем/пойдем/полетим? Время обсуждения ограничено, иначе деньги «сгорят».

Оказалось, если бросить группу, то результат может быть плачевным. В быстром темпе успевают высказаться не все, чья-то точка зрения начинает доминировать, идеи обсуждаются неравномерно. Все «за» и «против» не взвешиваются. В итоге мы имеем два варианта, которые устраивают 40 % участвующих в обсуждении. Какие можно сделать итоги?

  • Все люди разные. (ВОТ ЭТО ПОВОРОТ) Услышать нужно каждого. (При любом количестве обсуждающих. Как 10 так и 100 человек. А как это сделать быстро — как раз и рассказывается на тренингах).
  • У каждого человека свой индивидуальный уровень «напора» в разговоре.
  • Эффект синергии необходимо запускать. Возникая сам по себе, в итоге он дает меньше результатов.
  • Информация должна быть видна и доступна всем в каждый момент времени.
  • У каждого из участников есть потенциальное решение любой проблемы. Нужно создать такую атмосферу, чтобы это решение само вызрело в конечном, обдуманном виде.
  • На практике некоторые методы фасилитации нужно дорабатывать, учитывая людей/стиль/время/характер/и т.д.
  • После появления фасилитатора в группе — идеи начинают структурироваться, оцениваться и фильтроваться. Возникает свободная атмосфера обсуждения. В итоге мы видим две-три группы обдуманных идей, альтернативные варианты для тех, кто еще сомневается (если таковые вообще остаются) и, что самое главное — полное принятие группой результатов собрания.

Что же мы делаем на тренингах? Для начала отвечаем на вопросы:

  • Как привести группу к общему решению с минимальными затратами в ресурсах и максимальным результатом “на выходе”?
  • Как “зажечь” группу и помочь провести эффективный мозговой штурм, результатом которого будет четкий план и конкретные действия?
  • Какие вопросы способны двигать группу к новым решениям и выводам?
  • Как обсудить волнующую тему с 3, 10 или 100 участниками? Как услышать каждого?
  • Как найти выход по самым «нерешаемым» вопросам?
  • Как строить обсуждения в «трудных» группах?
  • Как обычное совещания сделать продуктивными?

В программе:

  1. Техники развития креативности
  2. Методы проведения мозговых штурмов
  3. Приемы визуализации
  4. Коучинг
  5. Варианты фасилитационных сессий
  6. ..7..8..9.. Практика… практика… практика

Для полноценного погружения в тему и выработку навыков необходимо от 4 до 5 полных дней серьезной работы. С одной стороны все тренинги проходят весело и интересно, но с другой стороны нужно прикладывать определенные усилия, чтобы начать действовать по-новому. Выйти из зоны комфорта и радоваться результатам)

 

И главное — будущий фасилитатор должен любить свое дело, интересоваться литературой, применять каждодневный опыт в разработке новых подходов, наблюдать за людьми вокруг себя и стараться немного изменить мир в лучшую сторону)

Расскажи друзьям!